24 мая 2012 года депутаты Госдумы обсуждали проект Федерального закона о Федеральной контрактной системе, формировании и размещении заказов для государственных или муниципальных нужд.
С ключевым докладом о законопроекте ФКС выступал заместитель министра экономического развития, М. Осеевский. Он заявил о том, что данный законопроект является компромиссом, получившимся в результате полуторагодовалой работы, в ходе работы над ним были учтены выявленные недостатки существующего закона. Отдельно рассматривались сами закупочные процедуры, недостаток которых в приоритете цены – критерии, который не является эффективным в строительстве. В итоге, охваченными оказались планирование, прогнозирование, процедуры закупки, реализация условий контракта и оценка результатов. Докладчик также отметил и новшества, в числе которых расширение способов закупок и законодательно урегулированный общественный контроль над ними.
Были приняты антидемпинговые меры. В ходе строительных торгов, если во время аукциона цена становится ниже 25%-ного предела, потенциальный победитель обязан предоставить заключение СРО, членом которой он является, о возможности реализации проекта. Саморегулируемая организация либо подтверждает возможности застройщика, либо отказывается от выдачи такого заключения.
Стоит отметить, что при снижении цены более чем на четверть, норма обеспечения контракта будет 30%-ной. Причем в данном случае возможны только два вида обеспечения: банковский депозит либо банковская гарантия.
Отмечая плюсы и минусы законопроекта, выступал председатель комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству А. Русских.
К плюсам законопроекта относятся внедренная система прогнозирования и планирования нормирования, комплексный подход при формировании размещения госзаказа и исполнении государственного контракта, порядок приемки результатов исполнения контракта и пр.
Что касается минусов, то к ним отнесена разработка большого числа подзаконных нормативно-правовых актов, которую влечет за собой данный законопроект. Иначе его функционирование невозможно.
А. Русских подчеркнул, что ФКС будет иметь силу лишь через год после официального опубликования, а пока придется руководствоваться законом 94-ФЗ.
Далее в ходе выступлений было отмечено, что данный законопроект решает такие два больных вопроса, как предквалификация и демпинг, что представителям профильных министерств и саморегулирования стоит подключиться к процессу доработки проекта, чтобы были учтены все особенности закупок в различных отраслях.
Также было запланировано первое чтение законопроекта, которое должно состояться в двадцатых числах июня.