Разработанный Министерством экономики законопроект о СРО все еще требует доработки.
В начале мая Экспертный совет при Правительстве России провел обсуждение разработанного Минэкономразвития пакета поправок, которые предлагается внести в закон «О саморегулируемых организациях», и пришел к заключению, что законопроект снова нуждается в доработке. Ранее названный документ обсуждался на площадке Открытого правительства, но вынесенные экспертами замечания не были учтены. Например, отмечается недостаточное соответствие положений законопроекта с положениями проекта закона о государственном и муниципальном надзоре и контроле, находящемся в стадии завершения разработки.
Министр Открытого правительства РФ Михаил Абызов заявил, что эти два закона в представлении как экспертного, так и бизнес-сообщества — «два сообщающихся сосуда». Именно поэтому данные масштабные реформы необходимо максимально синхронизировать друг с другом. По мнению министра, государству по минимуму следует вмешиваться в сферу, отданную саморегулируемым организациям. Также нужно уточнить порядок, при котором было бы исключено дублирование государственного контроля над членами СРО и контроля со стороны самих саморегулируемых организаций. Министр уверен, что, в конце концов, ответственное саморегулирование должно повысить качество работы государственных институтов.
Экспертный совет внес предложение рассмотреть новый «нормативный» подход к созданию института саморегулирования, при существовании которого государство получит возможность делегировать исполнение части государственных функций СРО с обязательным членством. У таких организаций появится возможность получения своего статуса, соответствующего формализованным критериям, в основу которых положен риск возникновения существенного ущерба от действий отдельных участников рынка.
Кроме этого, требуется сделать более конкретным подход к оценке эффективности работы СРО с обязательным членством. Такая организация должна быть настроена на достижение результатов регулирования, значимых для общества. При этом давать оценку работе системы СРО следует не только госорганам, но и потребителям услуг тех организаций, которые входят в состав СРО.
Для того чтобы предотвратить дублирование функций, выполняемых СРО с обязательным членством и контрольно-надзорными органами, таким организациям необходимо передавать контрольные функции поэтапно. При этом в законопроекте о государственном контроле предлагается определить, при соблюдении каких условий альтернативные механизмы можно заменить госконтролем.
Также экспертный совет предлагает произвести уточнение требований к принципам формирования нацобъединений СРО, включающих возможность контроля последних и применения к ним санкций. Кроме этого предлагается определить критерии, в соответствии с которыми институт национальных объединений СРО будет функционировать в той или иной отрасли, а также критерии оценки качества исполнения их функций и процедуру ликвидации неэффективных национальных объединений.
По мнению экспертов, дополнительной проработки требует и система имущественной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов. Механизмы, предусмотренные законопроектом, для бизнеса могут показаться чересчур обременительными. Помимо этого эксперты внесли предложение дополнить перечень вопросов, по которым нормы о саморегулировании могут встречаться в других федеральных законах.
Наряду с этим Экспертный совет заметил, что авторы документа провели серьезную работу по усовершенствованию действующего закона о СРО, а текущая версия проекта закона содержит целый ряд очень важных положений. В частности, речь идет об определении минимального перечня требований, предъявляемых при введении института СРО с обязательным членством; о возможностях передачи средств компфонда, возникающих при ликвидации нацобъединений СРО.