25 мая 2012 года членами Государственной Думы уже в первом чтении был принят законопроект, рассматривающий вопросы саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. За принятие закона проголосовали 301 человек. По истечение «часового голосования» документ был принят с пометкой о предоставлении поправок.
Законопроект представляет собой дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации. А именно, новый раздел Жилищного кодекса России предоставляет возможность управления многоквартирными домами (МКД) по договорам управления только тем компаниям, которые входят в состав СРО в области управления МКД.
Данный законопроект подготавливали депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации, он был впервые внесен на рассмотрение 2 ноября предшествующего года.
В работе над данным документом принимали участие Комитет Государственной думы по жилищной политике и ЖКХ, также комитеты Госдумы по вопросам собственности, гражданскому, арбитражному, процессуальному и уголовному законодательству.
В новом законе описаны предъявляемые к СРО в сфере управления МКД требования. А именно: СРО должна включать не менее ста управляющих организаций, обязательно сформировать компенсационный фонд из минимальных членских взносов в размере ста тысяч рублей от каждой вступающей в СРО организации.
Все правила и стандарты деятельности по управлению МКД, правила контроля, условия членства, дисциплинарные наказания за несоблюдение законодательства, а также порядок как составления, так и предоставления договоров управления, отчетности СРО должна будет разработать самостоятельно. Также на самостоятельную работу организаций были оставлены графики проведения различных плановых, внеплановых проверок, контроля по выполнению выданных предписаний на устранение нарушений. В таких случаях, как неуплата членских взносов, невыполнение либо нарушение правил, стандартов управления МКД в течение года управляющая компания исключается из СРО.
Принятый законопроект все же вызвал достаточно противоположные суждения. С одной стороны есть мнение об ошибочности введения саморегулирования в сфере управления МКД, вместо которого уместнее было бы принятие обязательного страхования ответственности, а также обязательная аттестация управляющих на соответствие занимаемым должностям. С другой стороны считается, что обязательное саморегулирование будут способствовать целевому использованию средств населения, снизятся риски пребывания в ЖКХ недобросовестных управляющих, деятельность управляющих компаний будет организована согласно строгой системе, открыто для потребителей, что и преследовалось при принятии законопроекта.