В Екатеринбурге был проведен опрос, результаты которого свидетельствуют о сокращении объема госзакупок почти на треть. Снижение прослеживается в секторе строительных подрядчиков. Опрос был проведен сотрудниками саморегуляторов "Уральское объединение строителей" и "Лига проектных организаций". Анкетирование было организовано при поддержке экспертов из "Интерфакса" и "Маркера".
Общее настроение было определено на основе данных, полученных исходя из анализа показателей закупок и торговли, проводимых в строительстве и проектировании. Помимо этого был проведен опрос среди участников тендерных мероприятий. Участниками исследования стали тысячи компаний, функционирующих на всей территории страны.
Порядка 15% респондентов отметили наличие спада, который прослеживается в текущем году, в секторе строительных закупок. Такое же количество опрошенных обеспокоены стремительным падением объема закупок. Четверть респондентов поделились положительной динамикой в изучаемом вопросе. При этом около 45% подрядчиков отмечают стабильность, которая сохраняется в строительных закупках.
Среди пробелов и проблем, выявленных в стройотрасли, респонденты назвали следующие пункты:
- Недостаток кадров, имеющих достаточную профессиональную подготовку, составляет 18%.
- Общий кадровый голод в сфере составляет 11%.
- Уровень прибыли снижается на 10%. Рентабельность падает на 10%.Различные административные сложности достигают 9%.
Денис Снетков, занимающий пост вице-президента саморегуляторов "УОС" и СРО подчеркивает, что снижение таких ключевых показателей как выручка и прибыль, в текущих условиях обусловлено несоответствием договорной цены текущей стоимости. Помимо этого, ситуация осложняется присутствием демпинга со стороны конкурентов и нарушением законодательных норм со стороны заказчиков.
В течение отчетного периода было проведено исследование, охватывающее четыре основных показателя. Речь идет о индексе активности поставщиков и заказчиков, показателе финансового потенциала заказчиков. Нельзя забывать про индекс уровеня конкуренции.
Первым индексом является количество строительных закупок, которые были объявлены в анализируемом периоде периоде (три квартала 2023 года). Всего было зарегистрировано около трехста тысяч таких закупок. Однако наименьшее количество закупок было зафиксировано в первом квартале всего 84 тысячи. Во втором периоде количество закупок возросло до 118 тысяч. В третьем квартале опять прослеживается снижение, которое достигло до 101 тысячи.
По итогам данных за 2021 год можно сделать вывод о том, что индекс финансового потенциала заказчиков существенно менялся в течение первых трех кварталов. Совокупная стоимость строительных закупок, реализованных в этот временной промежуток, составил 11 триллионов рублей. Однако большая доля приходится на закупки в первых двух кварталах. За это время было осуществлено 4,7 и 3,9 триллиона рублей соответственно.
В настоящее время наблюдается дальнейшее сокращение совокупного объема стройзакупок, который составляет около 5,9 триллиона рублей. В первом квартале было закуплено на сумму 1,8 триллиона рублей, во втором 2,4 триллиона рублей, а в третьем 1,6 триллиона рублей.
Объем закупок в различных направлениях варьируется в широком диапазоне. В контексте закупок для образовательных инфраструктур, первые три месяца года отметились покупками на общую сумму 71,7 млрд руб., что значительно превосходит траты в последующие полугодия, где было учтено расходование 45,9 млрд и 35,9 млрд рублей за второй и третий кварталы соответственно. С другой стороны, почти в два раза увеличилась активность закупок в области инфраструктуры энергоснабжения и телекоммуникаций в сравнении с первой половиной года, достигнув в разгар третьего квартала пика в 133,1 млрд руб., тогда как в период с января по июнь наблюдались показатели в 70,5 млрд и 115,8 млрд рублей.
Сейчас наблюдается наиболее низкий уровень конкуренции за последние несколько лет, с усредненным значением всего 2,4 заявки, которые собирает одна закупка в третьем квартале. В сравнении с предыдущими кварталами этого года, где показатель составлял 4,5 заявки и 2,8 заявки соответственно, мы видим снижение конкуренции. В 2022 году показатели составляли 2,7, 2,5 и 2,4 заявки на одну закупку. В целом, хотя показатель, характеризующий уровень конкуренции в текущем году вырос, он все равно остается относительно низким.
В 2023 году, при изучении экономической активности в различных регионах, стало заметно, что Северо-Кавказский округ показал наиболее невысокие результаты в контексте клиентской активности и финансовых возможностей клиентов в рамках федеральных данных. В этом же году, именно в течение третьего квартала, отметилось проведение аукционов на закупку лотов общей стоимостью в 76,5 миллиардов рублей, их число достигло 2500. При этом, Мурманская и Свердловская области, а также Санкт-Петербург выделились высокой конкурентоспособностью. Лидером стала Мурманская область с показателем 3,86, следом за ней шла Свердловская область с индексом 3,42, и замыкал тройку Санкт-Петербург с результатом 3,12.