СРО «Ивановское объединение строителей» и «Региональное объединение проектировщиков» выразили свое мнение о применении ресурсно-индексного механизма при расчете сметной стоимости. Эксперты подробно рассказали о преимуществах и недостатках, присущих этому методу.
Стоит заострить внимание на том, что уже вступил в силу закон, обязывающий использовать данный инструмент при реализации госконтрактов на всей территории страны. Первые попытки внедрить метод РИД осуществлялись еще в 2022 году. Участниками пилотного запуска стали шесть российских регионов. Результатом эксперимента стало более чем двукратное увеличение наполняемости данными ФГИС ЦС. Наиболее успешные результаты по этому показателю принадлежат Ивановской и Новосибирской областям.
Одним из первых регионов, который в 2024 году перейдет на ресурсно-индексный метод, стала Ивановская область. Разработка системы базируется на двух основных направлениях. Первый вектор предполагает взаимодействие с поставщиками, которое необходимо для формирования системы с объективными ценами. Второе направление в работе представляет собой аккумулирование и группировку данных о ресурсах. Автоматизация процесса, организованная силами регионального центра «Стимул», позволила достичь положительного результата.
Однако ивановские саморегуляторы объективно оценивают результаты работы, поэтому рассказывают не только о преимуществах метода, но и о его недостатках. На этапе тестирования от подрядчиков поступило большое количество жалоб связанных с убыточностью смет, подготовленных с использованием метода РИМ.
На бумаге процесс выглядит довольно простым. Компании-производители и дистрибьюторы строительных материалов регулярно передают во ФГИС ЦС (Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве) актуальную информацию о стоимости своей продукции. На основе этих данных сметчики формируют сметы, и государственные и муниципальные тендеры проводятся по ценам, которые максимально соответствуют рыночным.
Однако на практике все обстоит иначе. Производители и поставщики не проявляют заинтересованности в предоставлении информации во ФГИС ЦС. Этот процесс является весьма трудоемким. Он включает в себя выбор категории, подбор КСР (классификатора строительных ресурсов) и многие другие нюансы. Для выполнения этой работы иногда требуется нанять дополнительного сотрудника. Поскольку никому не нужна лишняя финансовая нагрузка, компании не идут на это. В настоящее время разрабатываются программные комплексы, которые упрощают и ускоряют этот процесс. Они даже могут создавать необходимые аналитические отчеты.
Текущие показатели наполнения системы свидетельствуют о том, что региональные органы исполнительной власти тоже не заинтересованы в процессе.
Все это говорит о том, что формально интеграция РИМ прошла успешна, но на практике метод не применяется. Поэтому можно предположить, что события будут развиваться по одному из двух сценариев. В первом случае участники строительной отрасли объединятся и доработают систему, а во втором процесс будет пущен на самотек.
Согласно этой методике, цены в рамках государственных строительных контрактов будут определяться с использованием новой сметно-нормативной базы. Помимо этого будет осуществляться анализ отпускных цен производителей стройресурсов и индексов изменения цен на группы ресурсов. Этот метод является наиболее оптимальным.
На профессиональном съезде “Сибирская строительная неделя”, который проходит в Новосибирске, представитель Министерства строительства и ЖКХ России Сергей Музыченко заявил о начале внедрения ресурсно-индексной методики расчета стоимости строительства. По его словам, это должно привести к формированию единой системы ценообразования во всех регионах страны. Эта методика включает в себя использование общих индексов для оценки стоимости ресурсов и строительных материалов, учет региональных особенностей, а также актуальных цен. Это должно обеспечить более прозрачный и контролируемый процесс ценообразования, а также способствовать снижению затрат на строительство. Музыченко отметил, что эта методика является одним из главных направлений работы Министерства и призвана повысить качество и эффективность.
В качестве следующей задачи в стратегии развития строительной отрасли заместитель министра обозначил переход на ресурсный метод определения стоимости, то есть использование прямых цен на строительные ресурсы в информационной системе. До 2030 года планируется связать систему техрегулирования с системой ценообразования с помощью цифровых технологий, чтобы можно было определить стоимость каждого изменения на протяжении всего жизненного цикла объекта, начиная с этапа проектирования и заканчивая утилизацией объекта.